Вопросы и ответы / F.A.Q.
ЧТО ТАКОЕ СПЕЦИАЛЬНАЯ ОЦЕНКА УСЛОВИЙ ТРУДА ?

Специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (далее также - вредные и (или) опасные производственные факторы) и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.

* Федеральный закон Российской Федерации от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ"О специальной оценке условий труда"

ЭТО ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ?

Работодатель обязан обеспечить: проведение специальной оценки условий труда.

* Федеральный закон Российской Федерации от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ"О специальной оценке условий труда"

КАКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ОБЯЗАНЫ ПРОВЕСТИ  СПЕЦИАЛЬНУЮ ОЦЕНКУ УСЛОВИЙ ТРУДА  ?

Требования Федерального закона Российской Федерации от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" распространяются на работодателей - юридических и физических лиц, а также на организации, оказывающие услуги по проведению  специальной оценки независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.

КАКИЕ ПРЕИМУЩЕСТВА ДАЁТ СПЕЦИАЛЬНАЯ ОЦЕНКА УСЛОВИЙ ТРУДА ?
  • Установления скидок к страховому тарифу в системе обязательного социального страхования работников от несчастных случаев, а также планирование и финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников за счет средств ФСС;
  • Разработка и реализация мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда;
  • Положительное разрешение трудовых споров, в том числе при сокращении штата;
  • Решения вопроса о связи заболевания с профессией при подозрении на профессиональное заболевание, а также при установлении диагноза профессионального заболевания;
  • Защита от претензий со стороны надзорных органов [Государственная инспекция по труду, Роспотребнадзор, прокуратура и т.д.];
  • Установления работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда;
  • Информирования работников об условиях труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения здоровья, о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов и полагающихся работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, компенсациях;
  • Контроль за состоянием условий труда на рабочих местах;
  • Оценки профессионального риска;
  • Обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, прошедшими обязательную сертификацию или декларирование соответствия, а также средствами коллективной защиты;
  • Подготовки статистической отчетности об условиях труда и компенсациях за работу во вредных и (или) опасных условиях труда;
  • Подтверждение соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда;
  • Подготовки контингентов и поименного списка лиц, подлежащих обязательным предварительным (при поступлении на работу) и периодическим (в течение трудовой деятельности) медицинским осмотрам (обследованиям) работников;
  • Расчета скидок (надбавок) к страховому тарифу в системе обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  • Решения вопроса о связи заболевания с профессией при подозрении на профессиональное заболевание, а также при установлении диагноза профессионального заболевания;
  • Рассмотрения вопросов и разногласий, связанных с обеспечением безопасных условий труда работников;
  • Санитарно-бытового и медицинского обеспечения работников в соответствии с требованиями охраны труда;
  • Обоснования ограничений труда для отдельных категорий работников;
  • Приведение в соответствие наименований должностей (профессий) с наименованиями, указанными в Общероссийском классификаторе профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов;
  • Обоснование планирования и финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда у работодателя, в том числе за счет средств на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
КАК ЧАСТО НУЖНО ПРОВОДИТЬ ?

Специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Указанный срок исчисляется со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда.

КАКИЕ ДОКУМЕНТЫ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА ПОДЛЕЖАТ АНАЛИЗУ ОРГАНИЗАЦИЕЙ, ПРОВОДЯЩЕЙ СПЕЦИАЛЬНУЮ ОЦЕНКУ УСЛОВИЙ ТРУДА?

Работодатель обязан предоставить организации, проводящей специальную оценку условий труда, необходимые сведения, документы и информацию, которые предусмотрены гражданско-правовым договором, указанным в части 2 статьи 8 Федерального закона Российской Федерации от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ"О специальной оценке условий труда", которые характеризуют условия труда на рабочих местах.